19 февраля 2020 года в Москве состоялось второе заседании Комиссии по стратегии при Попечительском совете Высшей школы менеджмента СПбГУ. В заседании приняли участие представители администрации Школы, преподаватели и партнеры Школы. Мы поговорили с членом Комиссии Анастасией Александровной Михалиной, директором по подбору персонала и развитию бренда работодателя компании L’OREAL. Анастасия Александровна рассказала, что отличает выпускников бизнес-школ от выпускников других вузов, каких компетенций ждет бизнес от будущих выпускников, и какие перспективы развития, по её мнению, есть у бизнес-образования и у ВШМ.
Трансформация бизнес-образования – это тренд или необходимость?
Трансформация бизнес-образования — сегодня уже необходимость. Образование должно отталкиваться от потребностей бизнеса, а в идеальной картине мира даже опережать его. В бизнесе мы говорим о необходимости цифровой трансформации: сегодня специалист может не обладать большим спектром знаний, но он должен уметь быстро искать пути решения задач, и применять новые цифровые инструменты. Уже не так важно, что специалист знает или не знает, так как необходимые знания можно получить достаточно быстро, но имеет значение, как он использует эти знания для решения задач, которые стоят перед ВУЗом, бизнесом, системой.
Насколько сегодняшние выпускники бизнес-школ отвечают запросам бизнеса в части знаний, умений и компетенций?
Если говорить про выпускников бизнес-школ, то они обладают необходимым знаниями: адаптивным мышлением, способностью на разных языках говорить с разной аудиторией, решать нестандартные задачи.
Какими компетенциями в ближайшем будущем должен будет обладать выпускник бизнес-школы, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда?
Одной из самых важных, на мой взгляд, компетенций, становится умение быстро учиться и переучиваться, так как реальность быстро устаревает. Конечно, все зависит от специфики компании — где-то ситуация меняется быстрее, где-то — чуть медленнее. При этом важно не только самому учиться и переучиваться, но и иметь возможность менять структуру вокруг, становиться агентом изменений. Вторая — это эмпатия и «мягкие навыки» или soft skills. Когда специалист понимает, что происходит вокруг, видит реальность такой, какая она есть, умеет считывать происходящие изменения, тогда он может быстро на них реагировать и предлагать конструктивные решения. Поэтому вторая компетенция, это хорошие, прокаченные «мягкие навыки».
Видите ли вы перспективы развития бизнес-образования в России? В какую сторону пойдут изменения?
В России очень самостоятельный нетривиальный путь развития бизнеса: большой отраслевой сектор, непростой банковский, т.е. много интересных с уникальным контекстом отраслей экономики. Поэтому бизнес-образование должно работать с контекстами, отвечать на эти запросы. В российских бизнес-школах студенты получают 100% привязку знаний к российской реальности, слушают выступления местных бизнес-лидеров, с реальными кейсами, историями успеха и неудач, которые произошли в России.
Вы много лет вы знакомы с ВШМ, видите ли потенциал в Школе, который позволит ей стать новатором бизнес-образования?
Если кратко, то безусловно да. Я считаю, что директор ВШМ СПбГУ Ольга Дергунова проводит в жизнь важную инициативу — встречается с попечителями, использует внешние интеллектуальные и предпринимательские ресурсы, задействует потребности компаний, — все это абсолютно правильно. Чтобы качественно построить процесс, нужно понять запрос у всех представителей рынка, и оценить, где Школа ему соответствует, где пока нет, и где она его уже предвосхищает. Проделав всё это, ВШМ станет ещё более успешной, конкурентной и современной образовательной организацией.