Образование в интересах устойчивого развития (ОиУР) является критически важным элементом достижения Целей устойчивого развития ООН (ЦУР). Именно интеграция принципов и концепций устойчивого развития (УР) в содержание образовательных программ повышает информированность населения о таких глобальных проблемах, как, например, изменение климата, нищета, голод, утрата биоразнообразия и др., а также дает им необходимые знания, навыки и ценности для их разрешения. Стоит отметить, что ОиУР включает в себя не только интеграцию принципов и проблематики УР в содержание преподаваемых дисциплин, но и их включение в содержание курсовых и выпускных квалификационных работ. Именно оценка включенности проблематики УР в ВКР способна показать профессиональную вовлеченность студентов в повестку и создать основу для принятия информированных управленческих решений для развития ОиУР в образовательном учреждении.
Для проведения такого анализа в рамках ВШМ СПбГУ, в первую очередь, были рассмотрены лучшие практики отечественных и зарубежных учебных заведений и профильных организаций. Разбор лучших практик показал, что единый подход к оценке включенности проблематики УР в ВКР и научные тексты отсутствует. При этом существующие решения можно разделить на два типа инструментов для проведения анализа: анализ текстов разработанными ИИ-моделями и скрининг текста на наличие ключевых слов. Оба типа инструментов имеют определенную степень погрешности и ложно-положительных результатов, что позволяет говорить о необходимости дополнительной экспертной оценки автоматизированного анализа для повышения точности анализа.
Чтобы определить долю ВКР студентов ВШМ СПбГУ в 2023 году, в той или иной степени посвященных проблематике УР, был использован автоматизированный анализ модели OSDG.AI, результаты которого были дополнительно проверены вручную экспертом ВШМ СПбГУ. Итоговые данные показывают, что наиболее популярной проблематикой устойчивого развития является ЦУР 8, которая направлена на содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех. Остальные ЦУР можно условно разделить на четыре группы:
«высокого профильного интереса» – ЦУР 16, 9, 4 и 12;
«локального ситуационного интереса» – ЦУР 10, 17, 11 и 3;
«персонального интереса» – ЦУР 7, 5, 2, 13 и 1;
«минимального интереса» – ЦУР 15, 14 и 6.
Кроме того, 5,6% ВКР имеют выраженный фокус на концептуальной проблематике УР/ESG, а 17,67% – на проблематике отдельных ЦУР.
Главной целью данной работы является подготовка информированного решения о развитии ОиУР в ВШМ СПбГУ для создания ответственных лидеров частного и общественного секторов экономики. Полученные результаты позволяют говорить о наличии существенного интереса обучающихся к проблематике УР. Однако, учитывая относительную новизну повестки УР, необходимо обеспечить методическую поддержку студентов со стороны преподавателей и административного персонала для вовлечения большего количества студентов в задачу интеграции проблематики УР в содержание ВКР, а в случае наличия аспектов отдельных ЦУР следует фасилитировать их смысловую привязку с глобальной/концептуальной проблематикой. Важно отметить, что принципы УР необходимо интегрировать не только на этапе написания ВКР, но и на всем протяжении обучения студентов через адаптацию содержания преподаваемых дисциплин, внедрении проблематики УР во внеучебные мероприятия и развитие устойчивых практик на уровне функционирования учебного заведения как организации. Именно на это направлена деятельность ВШМ СПбГУ в области устойчивого развития.
Сформированный ВШМ СПбГУ подход для оценки включенности проблематики УР в ВКР студентов основан на лучших мировых практиках и представляет собой первую попытку выполнения подобной задачи среди отечественных образовательных учреждений. Однако имеются аспекты для дальнейшего развития, такие как уточнение критериев для определения включенности проблематики отдельных ЦУР и/или их отсутствия с точки зрения объема и качества релевантного текста, а также упрощение процесса анализа для снижения его трудозатратности. Кроме того, важно отметить, что в ходе анализа стало очевидно, что подавляющее большинство существующих инструментов малопригодны или совсем не пригодны для работы с текстами на русском языке, что обосновывает необходимость дальнейшей разработки подобных инструментов для русскоязычной сферы науки и образования. Для этого ВШМ СПбГУ разработала список ключевых слов для автоматизации поиска проблематики ЦУР в русскоязычных текстах и начала разработку пилотной версии ИИ-модели для анализа русскоязычных текстов на включенность проблематики УР.
С полным текстом анализа можно ознакомиться здесь.
С итоговой таблицей анализа ВКР можно ознакомиться
здесь.
С итоговым списком предлагаемых ключевых слов можно ознакомиться
здесь.